Арутюнян Вардан . «История политзаключенного»


«Уважаемые друзья, Сахаровский центр на своем сайте в разделе «воспоминания о Гулаге и их авторы» опубликовал электронную версию моей книги «История политзаключенного». Она была издана в мае этого года в Ереване на армянском языке. Там мои воспоминания о зонах и о тех, с кем сидел. Больше о людях, обо мне рассказ идет по ходу рассказа о других. Словом, книга о людях с кем встречался 1980-88 годах. Во время подготовки к публикации уже начали переводить на русский язык и вот она доступна любому, кто захочет читать. Спасибо Сахаровскому Центру.

Эта моя вторая книга. Первая «Инакомыслия в Советской Армении» рассказывает об инакомыслие и о национально-освободительном движение в Сов. Армении с 1953 по 1988гг.»

Арутюнян Вардан 

«В этой книге рассказывается о некоторых событиях, происходящих в течение восьми лет моей жизни. Это годы, которые я провел в советских лагерях и тюрьмах во имя независимости Армении. Не мне судить о том, насколько был велик мой вклад в дело обретения независимости нашей страны. Как и не мне судить о том, насколько значимой или значительной была моя роль в этом процессе. Я не вправе оценивать собственную деятельность. Я был не один. Нас было много. Все те люди, которые боролись против советского режима и государства, именуемого Советским Союзом, внесли свою лепту в становление независимости Армении. Этой системе противостоял весь свободный мир, защищая свои ценности от коммунистической агрессии, боролись диссиденты внутри самих Советов, боролись и другие силы, которые можно обнаружить, при более тщательном изучении темы. Именно совместная борьба всех этих сил и привела к тому, что страна, руководствующаяся человеконенавистнической идеологией, и представляющая собой угрозу для безопасности всего мира, в конце концов, рухнула, и союзные республики и страны Варшавского договора обрели, наконец, независимость. Я бесконечно рад осознавать, что и мне выпала честь являться участником этой великой совместной борьбы.

Как показывают исторические события и уже неоспоримые факты, наша борьба увенчалась успехом. Этому можно только радоваться. Я победил. Одержав победу, и по сей день, я посветил и посвящаю всю свою жизнь утверждению демократии и защите прав человека в уже провозгласившей независимость Армении и... в этой борьбе я терплю поражение. Армения все еще не стала той демократической страной, о которой я мечтал. На этом фронте мне, увы, гордиться нечем. Все, что было достигнуто в первые годы после провозглашения независимости, сегодня обратилось в прах, и из года в год мы только и делаем, что теряем и отступаем.

Если вы хотите, чтобы люди узнали вас лучше и дали оценку вашей деятельности, то в первую очередь вам следует рассказать о той среде, в которой сформировалась ваша личность, познакомить читателя с людьми, с которыми вас столкнула судьба, с которыми вы общались и сблизились. Необходимо рассказать о своих друзьях. Если у вас получится рассказать о друзьях и близких таким образом, чтобы у читателя сложилось правдивое о них представление, то, узнав и оценив ваших друзей, люди узнают и оценят вас. Если же, позабыв о своих друзьях и близких, вы станете рассказывать лишь о себе, или того хуже - приметесь обесценивать вклад своих друзей и единомышленников, дабы подчеркнуть собственную значимость и ценность, словом - чрезмерно увлечетесь собственной персоной, то в лучшем случае вас примут за обычного хвастуна, на которого не стоит тратить драгоценное время и внимание. Вас просто отвергнут и высмеют. И поделом. Фанфаронада нарцисса – зрелище и отвратительное, и утомительное.

Я хочу рассказать о своих друзьях и людях, встретившихся на моей пути. О тех людях, благодаря которым сформировалась моя личность. Без них я не был бы таким, каким являюсь сегодня. Некоторые из них повлияли на меня самым положительным и серьезным образом и в том числе благодаря им я сегодня такой, какой есть, а некоторые из них своим отрицательным примером показали, каким мне быть нельзя ни в коем случае. Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с огромным количеством хороших, достойных и интересных людей. Плохих - тоже было много. Словом, я богат, ив этом плане к судьбе у меня претензий нет.

 Откуда я иду?

В начале 1960-х в Армении развернула свою деятельность довольно крупная подпольная организация, которая называлась «Союз молодых армян» или «Молодежный союз Армении». Это была разношерстная организация. В ее состав входили представители самых разных слоев населения и возрастных групп: студенты и ученые, преподаватели и представители духовенства. Организация имела свой Совет, который, наряду с другими вопросами, занимался разработкой устава и программы. В 1964 году семь членов Совета этой организации были осуждены за антисоветскую пропаганду и агитацию. Арест, а затем и судебное разбирательство, получили в те годы широкую огласку, это событие было самым обсуждаемым. Осужденные воспринималисьв качестве настоящих героев, люди определенно симпатизировали им. В народе эта группа стала называться «Семь патриотов», и, несмотря на последующую деятельность этих людей и различные проявления, группа эта так и запечатлеласьв памяти людей – «Семь патриотов».

В 1965 году в Ереване прошла многолюдная демонстрация, которую в прямом смысле следует рассматривать как результат трехлетней деятельности «Армянского союза молодежи». Однако при всем желании это внушительное выступление нельзя было назвать антисоветской акцией. По своей сути демонстрация являлась чисто национальной акцией - результат пробуждающегося национального дискурса, которая выдвигала конкретное требование: иметь право на публичное поминовение жертв Геноцида 1915 года и строительство соответствующего мемориала, который можно будет посещать в день памяти - 24 апреля. Однако, несмотря на отсутствие политической окраски и антисоветских лозунгов, эта мощная акция все же послужила стимулом для возникновения и развития новых и именно политических процессов. Воодушевившись успехом прошедшей демонстрации, молодые люди, даже совсем юные - школьники, стали создавать различные нелегальные или полулегальные кружки, объединяться и создавать союзы, изготовлять стенгазеты и распространять листовки. Люди, пережившие сталинизм, и еще не оправившиеся от ужасов сталинской эпохи, вдруг увидели, что можно выйти на незапланированную и неодобренную властями демонстрацию, можно поднимать национальные вопросы и заставить власть пойти на уступки. В 1966 году группа активистов, некоторые из которых являлись членами «Союза молодых армян», попыталась повторить успешный прошлогодний опыт и организовала новую акцию. Но на этот раз советские власти подготовились. Провести митинг на центральной площади города - сегодняшней площади Республики, которая носила имя Ленина, и на которой был воздвигнут огромный памятник Ленину, не удалось. Организаторы демонстрации предложили собравшимся отправиться в парк Комитаса - в Пантеон, в котором находится могила Комитаса. Именно там раньше собирались люди в день памяти жертв Геноцида, - до того, как был построен мемориальный комплекс Цицернакаберд. Демонстрантов там уже ждала милиция. Акцию разогнали, некоторые участники были задержаны, а 31 человек был арестован на 10 суток. Среди арестованных участников той демонстрации был первый президент Республики Армения Левон Тер-Петросян, а также его товарищи: Левон Ананикян, Рубен Сакапетоян, Тигран Гамагелян, Гегам Кюрумян, Эдвард Багдасарян, Самвел Мурадян. Были задержаны и не имеющие к вышеупомянутым персонам никакого отношения и даже не знакомые друг с другом Шаген Арутюнян, Айказ Хачатрян и Степан Затикян. Через шесть дней, во избежание нежелательных эксцессов и обострения, власти решили освободить задержанных. Под арестом остался лишь Айказ Хачатрян, ввязавшийся в перепалку с начальником отделения милиции Ленинского района (сегодня – это Шенгавитский район), который руководил разгоном демонстрантов и развязно бранил людей. Айказ Хачатрян, Шаген Арутюнян и Степан Затикян, которые, повторю, познакомились друг с другом в тюремной камере,после освобождения Айказа решили создать подпольную организацию под названием Национальная объединённая партия (НОП), которая была призвана бороться во имя обретения независимости и была по своей сути антисоветской и антикоммунистической. Лидером этой организации являлся Айказ Хачатрян. Он родился в 1919 году, участвовал во Второй мировой войне, был награжден орденом Краснойзвезды, медалью «За отвагу», орденом Славы третьей степени, имел и другие боевые награды. Позже за свою национальную и диссидентскую деятельность он был осужден дважды - в 1969-м и в 1978 году. Скончался 27 сентября 1989 года. Степан Затикян родился в 1946 году, учился на пятом курсе Ереванского политехнического института. В дальнейшем был осужден в 1969 году, а 24 января 1979-го по необоснованному обвинению в организации взрывов в московском метроприговорен к высшей мере наказания. РасстрелялиЗатикяна через 5 дней после вынесения приговора - 29 января 1979 года. Шаген Арутюнян родился в 1937 году и так же к тому времени являлся студентом. Он был участником диссидентского движения с начала 1960-х. Сотрудничал с «Союзом молодых армян». Так же, как и многие единомышленники, он подвергался допросам и обыскам по делу «Семи патриотов». Первый раз Шаген Арутюнян был осужден вместе со своими товарищами в 1969 году, затем - в 1977 году, а в 1986 году Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о лишении Шагена Арутюняна гражданства СССР, после чего он перебрался в США, где и проживает по сей день. Шаген Арутюнян сыграл ключевую роль в формировании (в апреле 1977 года) и дальнейшей деятельности Хельсинской группы Армении.

Начатое Айказом, Степаном и Шагеном дело имело в дальнейшем невероятный успех. Организация существенным образом пополнила свои ряды, смогла просуществовать в подполье вплоть до сентября 1987 года, то есть - до самого развала Советов, когда уже и не было особой необходимости в подпольной борьбе. За двадцать с лишним лет своего существования эта организация сформировала ярких, несгибаемых политических заключенных, которые не жалели сил в борьбе за обретение независимости Армении. Эта партия являлась первой подпольной политической организацией Советской Армении, которая, проповедовала именно антисоветизм, боролась с коммунистической идеологией и выдвигала программу независимости. Ни одна из раннее существующих или параллельно действующих организаций, не выдвигала вопрос о необходимости обретения независимости с такой четкостью и последовательностью. Безусловно, были деятели, которые понимали, что Армении нужна независимость. Приговор по делу «Семи патриотов» свидетельствует о том, что некоторые из представителей этой группы разделяли идею независимости. О необходимости создания независимой Армении говорил и Хачик Сафарян, и ГригорЕгян, который в 1962-1963 гг. в одной из своих статей высказал идею создания независимой Армении - без советского строя, и Меружан Оганесян, который в зале суда прямо заявил, что желает видеть Армению вне состава СССР - в качестве независимой республики. После судебного процесса по делу «Семи патриотов» в диссидентских кругах стали набирать обороты именно антисоветские настроения и возросло стремление к независимости. В советской Армении таким образом пошатнулся один из важнейших советских стереотипов, под сомнение был поставлен краеугольный камень Страны Советов - ленинская национальная политика. Однако появление на арене в 1966 году Национальной Объединённой партии стало совершенно новым, революционным событием. Программа НОП прекрасно отображала характер этой организации...»:

Продолжение читайте в  sakharov-center.ru

Реклама

Reklam
Комментарии
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email:
Подписка:1 Код *: