Константин Сивков. «Пашинян был в известной степени виновником этой войны. Он ее спровоцировал»


Заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) по информационной политике, доктор военных наук Константин Валентинович Сивков рассказал о результатах войны в Нагорном Карабахе в интервью Dialogorg.ru

– Были ли шансы у Армении одержать победу в этой войне теми ресурсами и техникой, которыми она располагала?

– Я бы сказал так: получилась боевая ничья.
Азербайджану лишь частично удалось достигнуть политические цели в вооруженного конфликта – он смог взять под контроль только 5 районов (которые и так ранее предусматривалось ему передать по итогам переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху), и захватить незначительную часть собственно Нагорного Карабаха.
НКР удалось сохранить суверенитет и основную часть карабахской территории, но со значительными территориальными потерями. То есть цель также достигнута частично.
Это и есть боевая ничья. Поэтому разговоры о том, что одержал победу Азербайджан нельзя признать корректными. Однако, учитывая подавляющее превосходство азербайджанской армии в силах и средствах, поддержку Турции, нельзя не восхититься мужеством стойкостью и выучкой армянских войск.
На этом фоне азербайджанцы выглядят весьма бледно. Тот факт, что в условиях такого огромного превосходства азербайджанские войска не смогли достичь полной победы дает основания говорить все-таки о военном поражении Азербайджана и огромном успехе Армии обороны НК.

– А почему тогда в Армении такая негативная реакция на итог этой войны?

– Потому что в Армении те, кто бегают по площадям – либо глупцы, либо политические аферисты. Их надо было отправить на фронт, и тогда бы они поняли, что это такое.
Кстати, Пашинян был в известной степени виновником этой войны. Он ее спровоцировал, когда своими действиями, по сути, сорвал переговоры по передаче территорий, никогда не входивших в состав Нагорного Карабаха, и принадлежавших Азербайджану.
Ведь с чего началась война в начале девяностых? Она началась с того, что Азербайджан захотел вернуть весь Нагорный Карабах, который был в составе Азербайджанской ССР. В ходе той войны армяне захватили часть территорий, которые исходно не входили в Нагорный Карабах.
Суть достигнутых договоренностей сводилась к тому, чтобы вернуть ситуацию в исходное положение: армянские территории, населенные преимущественно армянским населением, оставить за Карабахом, а территории, которые были традиционно заселены азербайджанцами – вернуть Азербайджану.
Задачу полного восстановления территорий, о которых говорит Ильхам Алиев, это не решает. Но по крайней мере, это был тот компромисс, при котором умеренно довольны все.
Пашинян, отражая мнение наиболее радикальной части армянского общества, преимущественно националистически настроенной, не захотел ничего отдавать. Переговоры были прерваны.
В этом вооруженном конфликте обе стороны понесли огромные потери, как в живой силе, так и технике. Азербайджанское общество намного более чувствительно к потерям, чем армянское. Об этом свидетельствуют, в частности, события в Ереване.
В этих условиях что оставалось делать Ильхаму Алиеву? Признать, что Азербайджан не смог добиться полной победы в виде захвата всей территории Нагорного Карабаха? Как на это отреагирует общество? Особенно когда азербайджанский народ узнает о реальных потерях в живой силе и в технике?
Остается одно: как можно громче трубить о великой победе. Причем, в самых жестких выражениях. Что Алиев и делает.
При этом, обращаю внимание: Алиев прекрасно понимает, что это полу-победа и полу-поражение. Он страшно озлоблен из-за того, что произошло. Следствием этого станет то, что Алиев теперь будет жестко проводить протурецкую линию, и Азербайджан станет государством, враждебным России.

– В чем это проявляется?

- Первое: Алиев начал откровенно лгать о том, что турецкие военнослужащие якобы будут стоять на линии разграничения. На самом деле, там будут только российские войска.
Второе: Алиев согласился на ввод только российских миротворцев – это тоже признак того, что Азербайджан уже не мог дальше воевать.
Есть и прямые свидетельства утраты способности азербайджанских войск вести наступление с приемлемыми потерями со стороны украинских военных аналитиков, которые симпатизировали Азербайджану и поэтому их оценки достаточно объективны.
Признаком больших потерь азербайджанских войск также можно считать засекречивание информации о них.
Армяне эти данные не скрывали вплоть до публикации поименных списков потерь. А Азербайджан засекретил, что дает основание полагать, что они как минимум не меньше чем у армян, но вероятнее всего намного больше – наступающими сторона всегда несет больше потери.
В России для того, чтобы подсластить пилюлю Азербайджану и Алиеву, говорят о том, что, да, Армения потерпела поражение, а Азербайджан победил.
А часть армянского общества, скажем так – не вполне понимающая что происходит в НК, не осознавая величия своей победы, выступает на митингах.

Теперь по существу вопроса. Суммарный потенциал вооруженных сил Армении и Нагорного Карабаха примерно в пять раз уступает суммарному военному потенциалу Азербайджана.
Азербайджанцы начали военные действия по двум направлениям северо-западном и юго-восточном. Имея такое превосходство, они смогли пройти с огромными потерями всего несколько километров в течение первых семи дней войны. Упершись в горном массиве во вторую линию обороны Нагорного Карабаха, они поняли, что дальше так наступать не смогут. Поэтому спустя неделю, они перегруппировали свои силы, сосредоточившись на одном юго-восточном направлении. На этом направлении, они создали 10-12-кратное превосходство в силах.
Вдумайтесь в эти цифры: имея такое превосходство, расстояние в 30-40 км они прошли в течение месяца.
Когда пробили все линии обороны и вышли на оперативный простор, они продолжали встречать ожесточенное сопротивление армян. Армяне каждое село, каждое ущелье, каждую тропинку превращали в опорный пункт.
При таком превосходстве азербайджанцы 3 дня брали город Шуши. Представляете, сколько бы им пришлось возиться со Степанакертом? Трупов было бы столько, что страшно подумать.
Даже по этим показателям видно, что азербайджанцы понесли огромные потери, их ресурсы, в частности запасы боеприпасов, прежде всего к артиллерии, был в значительной степени израсходованы.

А теперь – военно-стратегические нюансы.

У Азербайджана были на вооружении в большом количестве реактивные системы залпового огня и артиллерия с дальностью стрельбы 50–90 км.
У армян полевая артиллерия имела максимальную дальнобойность 15–20 км.
У азербайджанцев было порядка 50–70 беспилотников, которые они закупили за рубежом. Эти беспилотники давали целеуказание артиллерии для прицельной стрельбы.
У армян беспилотников не было. Они использовали системы, позволяющие определять с низкой точностью батарею уже после того, как она выстрелила. Так называемые системы артиллерийской разведки.
Азербайджанцы могли наносить глубокие огневые удары, а армяне отвечать не могли. Они могли доставать только в переделах досягаемости своей артиллерии, и то приходилось применять искусство разведчиков, чтобы выдать целеуказание орудиям куда стрелять.
Если в первые дни азербайджанцы показывали как работают беспилотники, как они уничтожают цели, фотографируют разбитые танки, то потом все это прекратилось потому, что от этих беспилотников ничего не осталось: из 60 было уничтожено 46.
Если у азербайджанцев для борьбы с беспилотниками было достаточное количество средств ПВО, то у Нагорного Карабаха на всю эту линию обороны было всего шесть автоматических самоходных пушек типа «Шилка». Плюс, по моим предположениям, армяне перебросили еще с десяток. И вот эти установки – с дальностью стрельбы 2–2,5 км. – уничтожили три четверти азербайджанских беспилотников. После этого действия дронов прекратились.
У азербайджанцев – 100 современных танков Т-90, а у Армении – целый один. Остальные танки Т-72 первых модификаций, которые против Т-90 могут сражаться только при очень благоприятных условиях.
По общему количеству танков: у армян их 200, а у азербайджанцев – 444. Просто сопоставьте эти факты.
Я могу сказать только одно: и оперативное искусство, и тактическая выучка командного состава нагорного-карабахских войск высочайшее. Мужество высочайшее. В тех условиях, в которых они сражались, при том чудовищном превосходстве в силах и средствах, которое имели азербайджанцы, армяне проявляли чудеса массового героизма. Я по-другому сказать не могу.
Турецкие военные отправили боевиков из Идлибского котла в Сирии, чтобы они смогли на равных противостоять бойцам Нагорного Карабаха. Эти боевики имели значительный боевой опыт, а также фанатичную веру в ислам. В первые дни было переброшено около 300–400 человек, 50 из которых были убиты в первый же день. Это огромные потери, и это сделали бойцы армянской армии.
Хорошо известно, что турецкие военные участвовали в управлении и беспилотниками, и азербайджанскими войсками.
Азербайджан столкнулся с ежедневно нарастающим сопротивлением.
В Шуше с момента входа азербайджанцев на окраину города до момента его захвата прошло три дня. Теми силами, которые имела Армения, она совершила невозможное. Армяне отбили азербайджанскую атаку с минимальными потерями территорий и личного состава.
Феноменальная ситуация, которая, я думаю, будет еще основательно изучаться военной наукой.

– Какие слова нужно найти для тех армян, которые не разделяют Вашей точки зрения?

– Они сидят в своих теплых домах, и требуют отправлять на фронт других людей. Их требования о денонсации договора означают начало войны.
Никакими словами этих людей не вразумить. Их просто надо собрать, дать им автоматы, и отправить на фронт под азербайджанские бомбы.
Те, кто сражались, счастливы, что война закончилась. Они понимают, что это такое. Это их подвиг, победа всего армянского народа.

Источник: Dialogorg.ru

Реклама

Reklam
Комментарии
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email:
Подписка:1 Код *: