Если в парламент пройдут радикальные «Сасна Црер», армяно-российские отношения могут ухудшиться: Трофимчук


Собеседник Первого Информационного специалист по международным отношениям, эксперт по вопросам обороны и безопасности, российский аналитик Григорий Трофимчук.

– Господин Трофимчук, события, происходящие в Армении, отставка премьер-министра, внеочередные парламентские выборы, насколько сейчас интересны Москве?

– Москве происходящее не просто интересно, так как интерес очевиден сам по себе в силу важности армянского фактора и всего региона в целом. Москва насторожена, она явно не понимает, куда ведут происходящие в Армении события. Тем более что Никол Пашинян работает очень грамотно, тонко, по принципу «и нашим, и вашим», не отрезая «шланги» от евразийских и других интеграционных структур с участием России. Такой подход успокаивает, точнее, убаюкивает Москву, а российские чиновники, как всегда, верят во всё хорошее, что всё утрясётся само. Они не хотят забивать себе голову тем, что если в Армении пойдёт что-то не так, то будет переформатирован весь Южный Кавказ. С другой стороны, в этой ситуации Москва не может сделать уже ничего, ситуация упущена, поэтому события развиваются своим ходом. Для того чтобы их контролировать, надо иметь конкретную, внятную схему действий, но её нет. В этом смысле российские чиновники похожи на членов РПА.

– По Вашему мнению, после внеочередных выборов будут изменения в армяно-российских отношениях, или все останется по-прежнему?

– В лучшем случае всё останется как есть, а в худшем отношения могут измениться, ухудшиться, так как есть высокая вероятность прохождения в парламент радикальных политиков и сил. В частности, тех, которые связаны с «Сасна Црер» и т.д. И эта ситуация будет намного жёстче, чем какие-то там сегодняшние коррупционеры в качестве депутатов. Этот повышенный градус радикализма обязательно отразится на наших двусторонних отношениях, в том числе по простой причине: жизнь населения Армении к лучшему не изменится – и это ясно уже сегодня по многочисленным примерам на постсоветском пространстве после развала СССР, – поэтому виноватой опять могут выставить Россию. К тому же надо учитывать постоянное ухудшение глобальной обстановки, что неизбежно скажется на Южном Кавказе. Если даже принять версию, что новое правительство Армении никак не связано с Западом (во что, кстати, многие наблюдатели верят с трудом), то сам Запад в покое Армению точно не оставит, так как начинает активно формировать свою схему региона на фоне антииранской программы. Также не стоит забывать о таких беспокоящих факторах как, например, американские биологические лаборатории на территории Армении, которые вызывают напряжение уже у Тегерана. Надо решать эти проблемы уже сейчас, и Никол Пашинян пошёл по этому пути, предложив осмотреть объекты, но это надо делать совместно, с участием того же Ирана и других обеспокоенных сторон.

– У Москвы есть предпочтения на этих выборах, будет сделана ставка на какую-то политическую силу?

– Москва допустила бы ошибку, если бы сделала такую ставку, тем более что такой политической силы сейчас нет. На РПА, так сказать, ставить, было бы глупо, эта партия сама слишком глупа, судя по её поведению в апреле-мае текущего года. Главным предпочтением должно быть полное, максимально свободное раскрытие потенциала Никола Пашиняна, чтобы этот потенциал стал очевидным для каждого гражданина Армении. Этот лабораторный эксперимент должен быть чистым, иначе он будет длиться долго, тем более, если Ереван получит аргументы для обвинения Москвы в такого рода вмешательстве. Москве достаточно того, что её постоянно обвиняют во вмешательстве в американские выборы, не хватало ещё армянских, что, кстати, и могло бы стать поводом для ухудшения двусторонних отношений.

– Ожидаем ли перелом в карабахском вопросе после выборов? Может ли лидер, имеющий легитимность в стране, пойти на решение конфликта.

– Армения сама не желает никакого перелома в процессе карабахского урегулирования, её полностью устроил бы неспешный ход переговорного процесса, с повышением международных гарантий безопасности для себя. Однако Никол Пашинян хочет ещё больше усилить степень защищённости Армении в данной проблеме, пригласив за круглый стол сам Карабах. Никол Воваевич повышает ставки с тем, чтобы сохранился статус-кво. Тем более что он видит достаточно странную реакцию азербайджанской стороны, которая почему-то прониклась той мимолётной встречей на высшем уровне на саммите в Душанбе. Для армянского руководства это хороший сигнал, так как тот, кто держит жёсткую линию, на такие мелочи, тем более случившиеся в неофициальном режиме, внимания обращать не должен, и уж тем более возлагать на них какие-то надежды. Это говорит о том, что Баку, как ни странно, готов вот так быстро и неожиданно признать Пашиняна в качестве легитимной стороны в переговорах. Хотя, казалось бы, именно азербайджанская сторона должна была тщательно, в публичном режиме взвешивать легитимность Саргсяна и Пашиняна на своих весах, причём не в пользу последнего, выдвигая в этом плане всё новые условия. Если говорить прямо, то Азербайджан, после саммита в Таджикистане, упустил для себя возможность сделать из нелегитимности Пашиняна политический инструмент.

Реклама

Reklam
Комментарии
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email:
Подписка:1 Код *: