Умер Ара Гюлер — армянское око Стамбула


«Вокруг меня вертится мир. И когда в этом мире что-то происходит, что меня сильно задевает или трогает, я нажимаю на кнопку затвора. Для меня наиважнейшим является „событие“, „момент“. Это „событие“ не должно быть пропущено. Как фотограф, снимающий людей, я хочу запечатлеть их радость, горе, их отношение к жизни, их страхи, все, что присуще человеку. Для меня важно то, что человеческие драмы будут жить еще столетия в будущем. В конце концов, фотография — это способ сохранения информации, и она должна сохранить что-то, какую-то драму, если она важна. И такая фотография может волновать».

Знаменитый турецкий фотограф армянского происхождения Ара Гюлер, более известный как "Глаз Стамбула" и '"Стамбульский фотограф", скончался в возрасте 90 лет, сообщает турецкое издание Hurriyet Daily News.


 

Ара Гюлер (Ara Guler), один из наиболее талантливых фотографов современности, начал свою карьеру фотожурналиста в 1950-х годах. В начале 1960-х он встретил Анри Картье-Брессона и Марка Рибо, которые предложили ему присоединиться к знаменитому фотоагентству «Магнум». В 1961 году английский «Фотографический ежегодник» писал о нем как об «одном из семи лучших фотографов в мире». В следующем году он получил звание «Meister Der Leica» — самый престижный фототитул Германии. В 2000 году в Турции Ара Гюлер был назван «Фотографом века».

Ара Гюлер родился 16 августа 1928 году в стамбульском районе Бейоглу в армянской семье. Отец его владел аптекой, а среди друзей отца было множество весьма интересных и творческих людей.

Ара Гюлер с детства решил стать актером, и, еще учась в школе, он начал играть в театре; в тот период он посещал курсы драматического искусства под руководством Мухсина Эртугрула, основателя современного Турецкого театра.

Впрочем, несмотря на всю свою любовь к кино, когда пришло время выбирать, Ара Гюлер отказался от актерства и выбрал журналистику, поступив в 1950 году на работу в редакцию газеты Yeni Istanbul в качестве фотожурналиста. В то же самое время он изучал экономику в Университете Стамбула. Позднее он перешел работать в другое издание — газету Hürriyet.

Его работы  давно признаны классикой мировой фотографии. Среди его героев Уинстон Черчилль, Индира Ганди, Альфред Хичкок, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Мерилин Монро, Мария Каллас. Мастер считал, что фотография должна документировать информацию для людей, об их жизни и собственных страданиях.

«Фотография не является искусством. Это больше, чем искусство. Фотографы — это летописцы, фиксирующие визуальную историю современности. Посмотрите на фотографии XIX века. Они дают нам правдивое впечатление о том времени. Историки вкладывают в свои книги эмоции и фантазии, но фотографии рассказывают правду. Поэтому фотография больше чем искусство. Фотографии — это живая история. Искусство не рассказывает правды, оно имеет дело с выдумкой».