Иранская ассамблея - паниранизм


“Иранский мир” насчитывает сейчас более 150 мил. чел. Включает он в себя как государства – Иран, Афганистан и Таджикистан, так и территории проживания иранских народов – Курдистан (в Сирии, Ираке и Турции), Белуджистан и Пуштунистан (в Пакистане), Северную Осетию-Аланию (в России) и Южную Осетию. Cюда же возможно включение тюркских государств – Туркменистана (имеющего давние культурные связи с Ираном) и Узбекистана, на территории которого находятся средневековые иранские “жемчужины” – Самарканд и Бухара.

Карта:

Greater Iran - Wikipedia

Справочная информация:

Концепция Большого Ирана носит сугубо культурно-исторический характер и не соответствует каким-либо современным политическим образованиям. Большой Иран начал зарождаться с III века н. э. одновременно с обширной культурной экспансией персидской Империи Сасанидов. По ходу того, как персы распространяли своё влияние в регионе, в их государство вливались всё новые и новые народы, и термин «Иран» использовался ими для обозначения своей уже многонациональной державы. Сторонники которой выступают за объединение иранских народов, проживающих в Иранском нагорье и в других регионах, которые имеют значительные черты иранского культурного влияния, среди которых осетины, курды, персы, таджики, пуштуны, белуджи и зазаки. Практически все последователи паниранизма также включают в свою идеологию азербайджанцев, которые хотя и говорят на азербайджанском тюркском языке, частично или в основном, по мнению паниранистов имеют иранское происхождение.

Иранские народы жили в Персидской империи и иранско-азербайджанской Сефевидской империи большую часть времени до середины 1800-х годов, когда большая часть территории - в том числе в составе современной Азербайджанской Республики - была передана Российской империи.

Иранский философ д-р Махмуд Афшар, который являлся афшаром азербайджанского происхождения разработал паниранскую идеологию в начале 1925 года, чтобы направить её против пантюркизма и панарабизма, которые рассматривались в качестве потенциальных угроз территориальной целостности Ирана. Он также хотел продемонстрировать твердую убежденность в националистическом характере иранского народа на протяжении длительной истории страны.

В отличие от аналогичных идеологий в других странах и регионах (пантюркизм, панславянизм, панарабизм) паниранизм был этнически и лингвистически включительным и связан был прежде всего с территориальным национализмом, а не этническим или расовым. После Первой мировой войны пантюркистская пропаганда была сосредоточена на тюркоязычные земли Ирана, Кавказа и Центральной Азии. Конечной целью пантюркистов было убедить эти группы населения отделиться от больших политических образований, к которым они принадлежали, и присоединиться к новому государству Туран. Однако иранские азербайджанцы оказались против идеологии пантюркизма и были активными сторонниками территориальной целостности Ирана.

В 1940 году после англо-советского вторжения в Иран во время Второй мировой войны паниранистское движение начало набирать силу и популярность как в результате широко распространенного чувства незащищенности среди иранцев, которые увидели, что шах оказался бессилен против такого иностранного присутствия в стране. В 1941 году иранскими партизанами была создана подпольная националистическая организация Группа мести (также известная как Анджоман или «Группа сопротивления»). Паниранистская группа была основана позже двумя студентами из членов группы мести и двух других студентов в середине-конце 1940-х годов в Тегеранском университете. Хотя паниранистские движения были активными во всем 1930-х годов, они были слабо организованы в низовом альянсе националистических писателей, учителей, студентов и активистов. Партия была первой организацией, которая официально приняла паниранистскую позицию, которая верила в солидарность и объединение иранских народов, проживающих на Иранском нагорье. В 1951 году среди лидеров партии Мохсеном Пезешкпуром и Дариушом Форухаром появились разногласия относительно того, как партия должна работать, и произошло разделение. Две фракции значительно отличались по своей организации структуры и практики. Фракция Пезешкпура, которая сохранила название партии, считает, что готовы действовать в рамках системы власти Мохаммад-Реза Шаха Пехлеви. Фракции Форухара, которая приняла новое имя «Прометей Иран» (Партия иранской нации) считает, что в Иране нужна новая структура власти.

Актуальность проекта:

Сегодня идея создания некой организации "иранского мира" может показаться нереальной, однако возможные "цивилизационные столкновения" по Хантингтону вместе с активностью извечного противника Ирана - Турции по сколачиванию тюркского цивилизационного блока могут привести к осознанию необходимости такого объединения. В этом процессе главную роль должна сыграть культурная и лингвистическая близость (низкий).

Основания для реализации:

Иранский культурный континент - исторический регион, который находился либо находится под значительным влиянием иранской культуры. Большой Иран охватывает территорию современного Ирана, республик Закавказья, Центральной Азии, Афганистана, Пакистана.

Процессы цивилизационного сотрудничества могли бы в немалой степени содействовать миру в этом стратегически важном регионе на стыке Европы и Азии. Россия же могла бы рассматривать эту ситуацию с точки зрения противодействия пантюркизму. При желании Россию могла бы представлять в "иранской ассамблее" иранская по своим корням Республика Северная Осетия-Алания.