После Карабаха: Азербайджан и Армения провели плановые учения


Март в бывшем советском Закавказье ознаменовался двумя крупными по меркам стран региона учениями, открывающими символическую «новую страницу» военной активности как для Азербайджана и Армении, так и для сопредельных стран.

Накануне учений греческое издание «Greek City Times» опубликовало статью с предположением о подготовке Азербайджана к новой войне против Армении – на этот раз за Сюник (Зангезур). В частности, цитируется президент Азербайджана Ильхам Алиев, громко заявивший в ходе недавней экономической конференции о том, что «новый транспортный коридор пройдет через Зангезур, историческую территорию Азербайджана, и соединит материковый Азербайджан с его неотъемлемой частью, Нахичеванской Автономной Республикой и Турцией».

Особо отмечалось, что лидер Азербайджана заявил, что «Армения хочет воспрепятствовать реализации Зангезурского коридора, но им это не удастся. Мы заставим их». Это явный признак готовности Баку применить силу для открытия транспортного коридора через территорию Армении, который соединит Нахчыван с «материковым» Азербайджаном.

Заявление Алиева прозвучало в связи с тем, что в конце февраля местные СМИ сообщили, что Вооруженные силы Азербайджана проведут спецоперацию в Карабахе. «Мы не можем сказать вам, в каком именно районе это произойдет, но с обеих сторон наблюдается скопление военной техники», – говорилось в сообщении.

15 марта, согласно плану оперативно-тактических учений, поднятые по тревоге части азербайджанской армии, командные пункты управления, боевые и резервные части начали выдвигаться в районы оперативного предназначения. Передислокация войск осуществлялась скрытно и оперативно, в соответствии с требованиями их организации. Все перемещения личного состава и военной техники регулировались комендантской службой.

Напомним, что к учениям, проводимым под руководством министра обороны Закира Гасанова, было привлечено до 10.000 личного состава военнослужащих, около 100 единиц танков и другой бронетехники, до 200 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, до 30 единиц военной авиации, а также беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного назначения.

На учениях, проводимых в горно-лесистой местности со сложным рельефом, основное внимание с учетом боевого опыта, обретенного во время последней войны в Карабахе, должно было уделяться управлению войсками, совершенствованию боевой слаженности и взаимодействию между общевойсковыми объединениями, ракетными и артиллерийскими войсками, авиацией и силами специального назначения и т.д.

Согласно плану учений, войска должны были выполнить задачи по борьбе с террористическими отрядами (группами), а также с незаконными вооруженными формированиями и проведению контртеррористических операций.

Учения с боевыми стрельбами завершились 18 марта. По оценке их руководства, войска полностью достигли поставленных целей. Личный состав накопил практический опыт ведения боевых действий, а также продемонстрировал высокую полевую выучку. Все задачи, поставленные перед войсками на учениях, были отработаны, и они вернулись в места постоянной дислокации.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, заявила, что эти учения не создают рисков для стабильности и безопасности в регионе. «Все государства Южного Кавказа проводят военные учения на регулярной основе. Соответствующая информация заблаговременно доводится  до заинтересованных сторон. По имеющимся у нас данным, эти учения носят плановый характер, направленный на совершенствование боевой подготовки войск и не создают рисков для стабильности и безопасности в регионе».

Отметим также, что в первой декаде марта в Турции начались шестинедельные турецко-азербайджанские командно-штабные тренировки. Об этом сообщило в своем микроблоге министерство обороны Турции, тренировки пройдут в Ыспарте. «Мы продолжаем взаимодействие с Азербайджаном по принципу “одна нация – два государства”. Мы встретили военнослужащих героической азербайджанской армии, которые прибыли в провинцию Испарта на шестинедельные учения». Напомним, что в начале февраля совместные военные тренировки в рамках учений «Зима-2021», состоялись в провинции Карс.

Как полагает ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов, «…очевидно, что Азербайджан и Турция пытаются закрепить успех, который достигнут по итогам карабахской кампании. Они рассматривают эту ситуацию как однозначную победу. Даже если мы проведём контент-анализ выступлений азербайджанского лидера и других политиков из Баку, то они говорят о карабахском конфликте преимущественно в прошедшем времени, он рассматривается как решённый вопрос.  Дальше этот успех надо закрепить, показать, что без Баку, без Анкары, вопросы региональной экономики и безопасности решаться не будут». Один из новых сюжетов, который появился в ноябре 2020 года – это размещение российских миротворцев, и любые движения в регионе, если таковые будут иметь место, сложно представить без их вовлечения. Не ОДКБ или «многосторонних мирогарантийных сил», а именно военных из России под триколором, что будет уже слишком высоким поднятием ставок. И, как полагает Маркедонов, это не в интересах ни Азербайджана, ни Турции, и вряд ли на это будет расчёт.

Заместитель министра обороны Армении А. Саркисян уверяет, что если война и начнется, государство предпримет все необходимые действия. «Учитывая историю последних 30 лет, мы должны быть готовы к войне каждую секунду. Сейчас нет необходимости озвучивать данный вопрос и сеять панику».

По информации министерства обороны Армении, согласно плану подготовки Вооруженных сил страны на первое полугодие 2021 года, с 16 по 20 марта во всех операционных направлениях проведены совместные тактические и тактико-специальные учения с участием различных родов войск и специальных подразделений. Как отмечается в официальном сообщении, целью учений были: проверка боеспособности войск, возможности управления оперативным звеном и способности действовать быстро в сложившейся ситуации; уточнение вопросов взаимодействия штатных, приданных и вспомогательных сил и средств; проведение тренировки подразделений и управления огнем с розыгрышем оперативно-тактических эпизодов, как боевых, так и небоевых стрельб. В тактических и тактико-специальных учениях приняли участие около 7500 военнослужащих, порядка 200 ракетных, реактивно-артиллерийских и артиллерийских, более 150 противотанковых средств, около 100 единиц бронетехники, более 90 средств противовоздушной обороны. Укрытия покинули реактивные системы залпового огня “Смерч”, позиции в ходе полевого выхода заняли ракеты “СКАД” и ОТРК “Искандер”. Для поддержки тактических действий войск к учениям были привлечены средства воздушной атаки (авиация).

Как полагает армянский военный обозреватель Давид Арутюнов, «в целом такие крупномасштабные учения обычно имеют в себе такой компонент, как скрытое повышение боеготовности вооруженных сил. Мы знаем, что боевым действиям зачастую предшествуют учения. И хотя сейчас вряд ли можно говорить о близкой войне, тем не менее, в условиях в целом напряженной ситуации в регионе этот момент тоже здесь присутствует». По его словам, крайне важно указать на морально-психологический аспект учений. В условиях наличия депрессивных настроений в армянском обществе и военной угрозы со стороны Азербайджана в восприятии граждан, такие тренировки в определенной мере призваны успокоить население, дать понять, что армия на своем месте и выполняет свои задачи.

«Что касается чисто военного аспекта, то после войны в Карабахе сам по себе факт проведения учений может быть элементом восстановления. После поражения одна уже возможность организации учений такого масштаба, привлечение десятков и сотен единиц вооружений и военной техники сигнализируют о “рестарте” армянской армии», – считает Арутюнов. При этом, с точки зрения обозревателя, важно, чтобы пропагандистский эффект имел реальное содержание. По его словам, есть горький предвоенный опыт проведения таких тренировок, когда между реальной ситуацией в войсках и заявлениями чиновников существовал огромный разрыв.

Очевидно, что ситуация  в регионе достаточно сложная, и если говорить о стабилизации, то только как относительной. Естественно, что в Москве с повышенным вниманием отслеживают все перипетии военно-политических процессов в бывшем советском Закавказье.

В заключение отметим, что в столь неоднозначной ситуации российский военный журналист Александр Харченко написал о предстоящем участии Еревана в ряде мероприятий Североатлантического альянса. Данное утверждение следовало из наличия армянского флага в инфографике со списком предполагаемых участников учений НАТО «Defender Europe 2021», в ходе которых планируется отработать оперативное развёртывание американских войск на европейском театре военных действий «в условиях кризисной ситуации». Спустя некоторое время это сообщение растиражировали многие СМИ, в том числе и российские.

Начальник управления оборонной политики министерства обороны Армении Левон Айвазян опроверг агентству Sputnik Армения слухи об участии вооружённых сил страны в вышеупомянутых учениях. Наличие в Армении политических кругов и СМИ, выступающих против союза с Россией, ни для кого никогда не являлось секретом. Однако, видимо, верно и обратное утверждение, и это – несомненный повод задуматься обеим сторонам.

Давид Петросян, независимый журналист

«Военно-политическая аналитика»