РСДМ: «Постреволюционной» Армении требуется работа над ошибками


Первый этап «бархатной революции» в Армении завершился 14 января 2019 г. с официальным стартом работы нового состава Национального собрания, избранного на прошлогодних досрочных парламентских выборах. Блок (или альянс) «Мой шаг», возглавляемый премьер-министром Николом Пашиняном, имеет статус партии абсолютного большинства (88 мест). В ближайшее время будет сформировано правительство — главный орган исполнительной власти, и весь государственный механизм приступит к выполнению своих обязательств. Ввиду чрезмерной персонификации политических процессов и избыточного влияния личностного фактора сложно предугадать состав нового правительства и еще труднее понять, смогут ли партии меньшинства сформировать условный оппозиционный блок. 

Однако уже сейчас очевидно, что системные проблемы, накопившиеся за долгие годы, потребуют от властей новых качественных профессиональных подходов во внутренней и внешней политике. При этом важно подчеркнуть, что процесс принятия решений в армянской действительности (впрочем, как и на всем постсоветском пространстве) больше зависит от совершенно конкретной ситуационной конфигурации, чем от партийной или идеологической дисциплины. В этих условиях значительная часть ответственности будет перекладываться на правительственные плечи и лично на премьера Пашиняна, с которым основная часть граждан связывает большие надежды. Как народный лидер он добился поставленных задач, но с отставкой экс-президента Сержа Саргсяна и поражения Республиканской партии трансформировался и его политический статус. Теперь главный экзамен для Пашиняна как государственного деятеля заключается в формировании реальной политической системы. В скором времени могут быть предприняты меры по внесению изменений в действующую Конституцию, которая была принята по итогам референдума 2015 г. и подвергнута резкой критике самим Николом Пашиняном и его однопартийцами — членами оппозиционного блока «Елк» (Выход).    

Преобразования в экономической сфере и социальные реформы станут безусловным приоритетом. Основная проблема — привлечение иностранных инвестиций. Другое важное направление — индустриализация (развитие высоких технологий и военно-промышленного комплекса). Однако для этого необходимо кардинально изменить научно-образовательный базис страны.

Специфика Армении заключается в том, что успех преобразований во внутренней политике неразрывно связан с внешней конфигурацией. Сложная геополитическая ситуация заставляет любую власть в Армении быть реалистами и вести ювелирную международную политику, балансируя между ведущими глобальными игроками и организациями. Попытка слома баланса путем резких и непродуманных шагов может привести к непредсказуемым последствиям.

Одна из наиболее серьезных фундаментальных ошибок — нарратив о том, что достижения в области демократии должны быть заложены в основу внешней политики новых властей. Известно, что залог успешной внешней политики — это реализм (сила и ресурсы), предполагающий четкое понимание сопоставимости желаний и амбиций с прагматичными возможностями. Многие выступления новых армянских парламентариев были насыщены тезисами о необходимости использования ценностных достижений «бархатной революции» при выстраивании стратегии в отношениях с международными партнерами. Подобная форма выглядит крайне интересной, но пока не совсем понятно, каким будет ее практическое содержание. Для большинства глобальных игроков, включая США и Европейский союз, демократия не является самоцелью и уж тем более не служит основой внешнеполитического восприятия. Сама по себе «бархатная революция» не стала аргументом для Государственного Департамента, чтобы возобновить деятельность фонда «Вызовы тысячелетия» или увеличить безвозмездную финансовую помощь по правительственной линии. Ни ЕС, ни другие международные структуры, включая финансовые, не стали под впечатлениями гражданских движений в Ереване прощать внешние долги страны или давать кредиты на привилегированных условиях. 

Главными преградами росийско-армянских отношений в текущем году остаются проблемы выстраивания институциональных системных взаимоотношений между двумя странами, ограниченный характер межгосударственных связей (наиболее активны лишь прямые контакты между лидерами) и отсутствие красных линий между внутренней и внешней политикой. Необходимо преодолеть эти барьеры и сформировать новую модель двустороннего и многостороннего восприятия, основанную на принятии и признании взаимных интересов.

Сегодня в лице президента Армена Саркисяна Армения имеет все возможности качественно изменить свою международную политику. С одной стороны, Саркисян, благодаря личным связям и контактам, за последний год провел большое количество встреч на высшем уровне, что также способствовало достижению прогресса в понимании результатов «бархатной революции» у международного сообщества. С другой, будучи членом главного совета директоров «Всеобщего армянского благотворительного союза», нынешний президент имеет широкие возможности по привлечению разных диаспоральных кругов для реализации необходимых проектов политического, экономического и социального характера. Однако мировая политическая история показывает, что даже подобный лоббистский инструментарий может быть эффективен в долгосрочной перспективе только при условии наличия соответствующих государственных системных механизмов. Таким образом, у Еревана имеются все возможности для формирования и реализации качественной внешней политики, но для этого необходимо проделать внутреннюю работу над ранее допущенными ошибками и просчетами.    

Арег Галстян

Полную  версию статьи читайте в РСДМ

Реклама

Reklam
Комментарии
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email:
Подписка:1 Код *: