Армянские царицы Иерусалима (видео)


Армяне появились в Иерусалиме очень давно. Не вдаваясь в подробности, упомянем лишь, что монах Анастасий описал семьдесят армянских религиозных учреждений. Даже если его текст, датированный XII в., не всегда надежен, он все же, бесспорно, свидетельствует о существовании нескольких монастырей. Более точный латинский текст De casis Dei vel Monasteris указывает на существование в 808 г. монастыря Св. Иоанна, которым владели шестеро представителей армянского духовенства. Интеллектуальная жизнь армян в Иерусалиме в IX в. стояла уже на довольно высоком уровне. До нас дошло несколько рукописей с копией перевода греческого описания жизни Св. Дионисия Ареопагита, выполненного в Иерусалиме неким «Иоанном-врачом» около 880 г. К концу XIX в. был найден ряд мозаик с армянскими надписями, что подтвердило древность общины. На мозаиках отсутствуют даты, но их относят к древневизантийской эпохе, вероятно, к V в. Основные были найдены на севере города, рядом с Дамасскими Воротами, и на востоке, на горе Олив. На той же горе отыскалась и греческая надпись, доставленная Клермоном-Ганно в Лувр, она указывает на существование армянского монастыря. Вероятнее всего, она была сделана в те годы, когда армянский алфавит, появившийся в V в., не был еще в широком обиходе.

Армянское царство в Киликии сыграло важную роль в крестовых походах. Крестоносцев приветствовали в Армении, возможно, больше, чем в любом другом месте в то время. Папа Григорий XIII в своей Ecclesia Romana подтвердил это, написав:

«Среди добрых дел, которые армянский народ сделал для церкви и христианского мира, особенно следует подчеркнуть, что в те времена, когда христианские князья и воины отправлялись на Святую Землю, ни один народ или нация, не проявили тот же энтузиазм, радость и веру и не пришли им на помощь, как это сделали армяне, которые снабжали крестоносцев лошадьми, и другим необходимым обеспечением. Армяне стояли бок о бок с крестоносцами и помогали им с полной храбростью и лояльностью во время Священных войн».

За 200 лет существования Царства Иерусалима большинство цариц королевства были армянами. Фактически, все 5 царствующих царей и 4 из 6 цариц (жен царей Иерусалима) имели армянское происхождение, полностью или частично.

Многие из них были очень влиятельными в истории страны, будучи правителями регентов для своих несовершеннолетних детей и наследников, а также оказали большое влияние на своих супругов.

Итак:

Арда Армянская (начало 12-го века)

Картинки по запросу Арда Армянская (начало 12-го века)

Арда была дочерью армянского дворянина по имени Татул (или Торос), владыки Мараша и первой королевы-супруги Иерусалима с 1100 по 1105 гг. Ее имя не фиксируется в современных источниках, но с 17-го века ее традиционно называют Ардой.

Она вышла замуж за Болдуина из Булони, одного из лидеров Первого крестового похода, который с помощью своего отца стал первым графом Эдессы (армянской Urha, Urfa), государством крестоносцев, на армянской территории в Месопотамии.

Когда крестоносцы сначала завоевали Иерусалим под руководством Годфри Бульона, его брат Болдуин стал первым царем Иерусалимского царства, и поэтому Арда стала первой королевой-супругой Иерусалима.

Морфа (Морфия) Мелитенская

Похожее изображение

 

Морфа была дочерью армянского принца по имени Габриэль (или Хорил, на армянском языке), правителя города Мелитен (современная Малатия). Она вышла замуж за рыцаря-крестоносца Болдуина II, который стал послом Эдессы после 1100 года.

У Болдуина и Морфы было четыре дочери: Мелисенда, Алиса, Ходиерна и Иовета. Семья жила в Эдессе до 1118 года, когда ее супруг был избран королем Иерусалима в качестве преемника его двоюродного брата Болдуина I.

Говорят, что Болдуин II очень любил свою жену Морфу и как знак его любви к своей жене, Болдуин II отложил свою коронацию до Рождества 1119 года, чтобы Морфия и его дочери могли отправиться в Иерусалим, и чтобы Морфу можно было увенчать рядом с ним как его королеву.

Со своей стороны, Морфу не вмешивалась в повседневную политику Иерусалима, но продемонстрировала свою способность брать на себя ответственность за дела, когда этого требовали обстоятельства.

Когда Болдуин был захвачен во время кампании в 1123 году, Морфа организовала группу армян, чтобы узнать, где ее муж содержится в плену, а в 1124 году Морфия взяла на себя ведущую роль в переговорах с похитителями Болдуина о его освобождении, в том числе в Сирии сама.

В итоге Болдуин и другие дворяне были спасены пятьюдесятью армянскими солдатами, которые переоделись в купцов и проникли в крепость, где содержались заключенные. Они убили охранников и освободили заложников.

Вероятно, Морфа была частично ответственна за армянское культурное влияние, которое появилось в Иерусалимском королевстве. Искусство царства, такое как Псалтырь Мелисенде, показывает смесь восточных и западных стилей.

Морфа умерла 1 октября 1126 года или 1127 года нашей эры и была похоронена в аббатстве Святой Марии Иосафат, недалеко от Иерусалима.  Место погребения Морфии — Аббатство Святой Марии Долины Иосафата.

Без мужского наследника Болдуин II назначил Мелисенду, старшую дочь, как своего наследника, и выдал замуж за Фулка V Д’Анжу.

Две из их других дочерей также вышли замуж за влиятельных лордов-крестоносцев: Алиса вышла замуж за Антигуа из Антигуа, а Ходиерна вышла замуж за Раймона II из Триполи. Иовета стала монахиней.

Мелисанде царица Иерусалима (1105-1611 гг.)

Картинки по запросу Мелисанде царица Иерусалима

Мелисенде была старшей дочерью вышеупомянутой армянской принцессы Морфии Мелитенской и Болдуина II из Иерусалима. Она была названа в честь ее бабушки по отцовской линии, Мелисенде из Монтльери, жене Хью I, графа Ретхеля.

Как упоминалось выше, у нее было три младших сестры: Алиса, принцесса Антиохии; Ходиерна, графиня Триполи; и Иовета, настоятельница святого Лазаря в Вифании.

Мелисенде вышла замуж за Фулка V, графа Анжу и Майн, известного богатого крестоносца и военного командующего. По мнению некоторых историков, богатство Фулка, связи и влияние сделали его столь же могущественным, как короля Франции в то время.

В 1130 году у Мелисенде и Фулку был сын, будущий наследник Болдуин III. Сила и богатство Фулка заставили Болдуина II (отца Мелисенда) немного настороженно относиться к будущему его наследника, и он удостоверился, что Мелисенде будет управлять им как царствующая царица Иерусалима.

Болдуин II провел церемонию коронации, в которую вложено королевство Иерусалимского соединения между его дочерью, его внуком Болдуином III и Фулком. Укрепив свою позицию, Болдуин II назначил Мелисенду единственным опекуном для молодого Болдуина, исключая Фулка. Когда Болдуин II умер в следующем году в 1131 году, Мелисенде и Фулк поднялись на трон в качестве совместных правителей.

Современный автор Уильям Тир написал о праве Мелисенде править после смерти ее отца, который:

«Царство царства оставалось в силе дамы-королевы Мелисенде, королевы, возлюбленной Богом, которой она передала наследственное право».

Болезни Болдуина материализовались, когда после его смерти Фулк с помощью своих могущественных рыцарей-крестоносцев открыто оспаривал авторитет Мелисенде и даже обвинял ее в неверности.

Однако местные жители и дворяне были на стороне Мелисенде, когда они полюбили и полюбовались своей королевой. Мелисенде и Фулк выросли, поскольку Фулк попытался обрести всю силу королевства.

Современные источники, такие как Уильям Тир, подвергают сомнению предполагаемую неверность Мелисенде и вместо этого указывают, что Фулк излишне отдавал предпочтение вновь прибывшим франкским крестоносцам из Анжу за коренное благородство королевства. Если бы Мелисенде была виновата, Церковь и благородство, вероятно, не стали бы впоследствии сплачиваться вокруг нее.

Фулк даже пытался убить сторонников Мелисенде. Это было достаточно основанием для того, чтобы партия королевы открыто бросила вызов Фулку, поскольку необоснованные утверждения неверности Фулку были публичным оскорблением, которое полностью повредило бы позицию Мелисенде.

Благодаря тому, что составило дворцовый переворот, сторонники королевы преодолели Фулка, и с 1135 года влияние Фулка быстро ухудшилось. Один историк писал, что сторонники Фулка «ворвались в их жизнь» во дворце.

Уильям Тир писал, что после этого Фулк «не пытался взять инициативу, даже в тривиальных вопросах, без знания Мелисенде». Муж и жена примирились в 1136 году, и родился второй сын Амальрик. Когда Фулк погиб на охоте в результате несчастного случая 1143 году, Мелисенде публично и в частном порядке оплакивала его.

Мелисенде не была просто королевой-регентом для ее сына Болдуина III, а королева-регент, царящая по праву наследственного и гражданского права. Она царствовала как королева Иерусалима с 1131 по 1153 год, и регента ее сына, между 1153 и 1161 годами, когда он был в походе.

Она была общепризнанной как исключительный управляющий царством, и ее правление было охарактеризовано как мудрое церковными лидерами и другими современниками.

Уильям Тир, писавший о 30-летнем царствовании Мелисенда, писал, что:

«Она была очень мудрой женщиной, полностью испытавшей почти все дела государственного дела, которая полностью одержала победу над помехами своего пола, чтобы она могла взять на себя важные дела …»,

«Стремясь подражать славе лучших князей, Мелисенде управляла королевством с такой способностью, что ее по праву считали равным ее предшественникам в этом отношении».

Известно, что Мелисенде была щедрой покровительницей церкви и искусств. Она основала большой монастырь святого Лазаря в Вифании, где ее младшая сестра Иовета должна была править как настоятельница.

В соответствии с королевским аббатством Мелисенде предоставил монастырю плодородные равнины Иерихона. Знаменитый Псалт был присвоен Мелисенде где-то между 1131 и 1143 годами. Это заметно отличалось от западных иллюминированных рукописей в этом стиле, более показательных для ее армянского наследия.

Мелисенде умерла от старости и была похоронена рядом с ее матерью Морфией в храме Богоматери Иосафата.

Агнес впервые была замужем за Рейнальдом из Мараша в очень раннем возрасте, но он был убит в битве при Инабе в 1149 году, когда ей было не больше 15. У них не было детей. Затем она занялась Хью из Ибелина, но Хью был схвачен в битве с мусульманами в 1157 году. В 1157 году Амальрик, граф Яффо и Аскалон, наследник брата короля Болдуина III, женился на ней после насильственного похищения ее, согласно Lignages d’Outremer.

Агнес де Куртене

Картинки по запросу Агнес де Куртене

Агнес родила Амальрику троих детей, Сивиллу (ок. 1158-1160), Болдуин IV (р. 1161) и Аликс или Алиса, которые умерли в детстве. Агнес и Амальрик устроили свой дом в королевском дворе, где королева Мелисенде действовала как регент для своего сына Болдуина III, когда он был в походе.

Вскоре после этого их брак должен был быть аннулирован, потому что Амальрик и Агнес были связаны через общего прадеда, что противоречит христианской традиции. Однако ее дети остались наследниками престола. Амальрик позже женился на Марии Комнен, другую королеву с армянской родословной.

Агнес попыталась выйти замуж за Хью из Ибелина, но он умер во время паломничества. В 1170 году она в конце концов вышла замуж за Реджинальда Сидона в 1170 году. Агнес умерла весной 1184 года в своем замке в Яффе.

Продолжение